+7 (965) 419-22-45 info@b-resheniya.ru

21 Май 2019

Психологические Игры в коллективе

Один мой знакомый говорил, что на работу он идет как во второй дом – разница только в
том, что тапочек не хватает🙂 И правда, те, кому повезло работать в дружном коллективе
в доверительной и комфортной обстановке, кажутся настоящими счастливчиками. Некоторым даже удается завязать дружеские отношения на долгие годы, проводить совместный досуг семьями и стать друг для друга поддержкой и опорой не только на работе, но и в жизни.
Мало того, удивительным следствием такой атмосферы является мотивация сотрудников и высокие результаты. Команда мечты, одним словом…
Правда, реальность не всегда бывает такой идеальной. Нервы, стрессы, внутренние конфликты серьезно омрачают жизнь коллектива и мотивацию сотрудников идти на работу.
«Что бы вы делали, если бы не я …?», «Да, я бы отпустил Вас в отпуск, но …», «Если бы не ты, наши результаты были бы лучше», «Ты куда собрался? Пока не сдашь отчет – не уйдешь!» Знакомы ли Вам эти фразы? Случается ли, что Вы попадаете в ситуации, развивающиеся, как будто бы по шаблону? Есть ли в коллективе люди, про которых Вы точно знаете, что он скажет в следующую секунду и не можете к этому спокойно относиться?
Если что-то из этого напомнило типичные рабочие будни, то спешу сообщить, что в Вашем коллективе играют в Психологические Игры. Все это – маркеры Психологической Игры или Драматического Треугольника С. Карпмана. Особенностью Игры является то, что она запускается на бессознательном уровне и, как следствие, мы не можем управлять
происходящим осознанно, исходя из своих выгод и целей «здесь и сейчас». А значит, и не можем эффективно добиться целей, поставленных перед отделом, организацией. Психологическая энергия коллектива уходит на внутреннее противостояние и решение конфликтов, а поставленные задачи являются лишь новым контекстом для повторения Игры.
Значительно уменьшить количество Психологических Игр в коллективе и снять эмоциональное напряжение поможет знание приемов по их прекращению.
В начале важно определить Игру:
📌 Высокий уровень эмоций, которые «затмевают» сознание и противоречат адекватному поведению в «здесь и сейчас»;
📌 Разговор с «подтекстом», когда сказанное имеет второй, более важный, смысл (Слова: «Пока не сдашь отчет – не уйдешь!», подтекст: «Я здесь БОСС!»);
📌 Ситуация, которая повторяется неоднократно и проходит по определенным правилам;
📌 Происходит игнорирование/обесценивание ситуации, ее значимости, возможности изменения или личных способностей собеседника;
📌 Неожиданное завершение с неприятными чувствами всех участников, когда собеседник напрямую реагирует на «подтекст», скрытый смысл сказанного.

Вторым шагом будет проанализировать ситуацию с точки зрения структуры Игры. В типичной Игре, взаимодействие между собеседниками происходит из ролей Спасатель, Жертва и Преследователь.
👱‍♀️ Спасатель: убеждается в собственном превосходстве, «помогая» окружающим, когда в
его помощи никто не нуждается, игнорируя возможности оппонента самого справиться с
ситуацией;
👱‍♀️ Жертва: обесценивает свои возможности и окружающих, подтверждает негативную
установку о невозможности сделать жизнь/положение лучше, снимает с себя;
ответственность за неудовлетворение происходящим, ссылаясь на внешние силы (судьба,
невезучесть, несправедливость власти).
👱‍♀️ Преследователь: убеждается в собственном превосходстве обвиняя окружающих или
игнорируя их потребности.
Структура Игры состоит в том, что собеседники по очереди переключаются на разные
позиции. Пример:
Если Вы проанализировали происходящее и осознали Психологическую Игру, то 50% работы для достижения успеха уже сделано!

Остался финальный шаг – прекратить Игру. Самый мощный, стратегический, инструмент для этого – честный ответ самому себе на вопрос «Что происходит на самом деле?». В том случае, когда истинная потребность найдена и осознана, возможно удовлетворить ее напрямую и разными вариантами, не прибегая к намекам и «подтексту». Психологическая
Игра теряет свой смысл. Данный инструмент требует анализа ситуации вне Игры. Возможно, ответ об истинных потребностях лежит не на поверхности и потребует глубокой работы. Не отчаивайтесь и попробуйте 2-3 раза. С каждым подходом Вам будет проще осознавать то, что происходит на самом деле и свои истинные потребности! Не просто, но можно остановить Игру и в процессе. Для этого можно воспользоваться некоторыми тактическими приемами:
💡 Задавать прямые вопросы при двусмысленности «Я правильно понял, что…», «Вы хотите …?». При этом, важно быть готовым услышать и принять неприятный ответ.
💡 Общаться в позитивном ключе – значит признавать право собеседника на мнение и принимать критику, а не бороться с ней. Лайфхак: если Вы в корне не согласны с критикой оппонента в Ваш адрес, отделите оценочные высказывания про Вашу личность от убеждений собеседника и согласитесь с последними. Как правило, убеждения носят нейтральный эмоциональный окрас.
💡 Не вступать в Игру — игнорировать скрытые послания и переключать внимание
собеседника на безопасные, позитивные темы
💡 Конфронтировать обесценивание и обобщение «Соответствует ли действительности слово «Всегда»?», «Никогда?», «Никто?»
💡 Четкое обозначать правила и границы взаимодействия (зоны ответственности,
роли, очередность высказывания собеседников, время, место, сроки выполнения работы).

Теперь Вы знаете, что такое Психологические Игры, умеете их выявлять, анализировать и прекращать. Тем не менее, лучшим способом сохранить эмоциональное здоровье в коллективе остается создание открытой, безопасной и доверительной атмосферы. Вот несколько аспектов, которые позволят ее создать:
Каждый человек умеет думать, способен и имеет право брать на себя ответственность;
Будьте открытыми и не создавайте двусмысленных ситуаций;
Взаимодействуйте в стиле «Я-Ок, Ты-Ок», отделяйте поведение человека от личности;
Щедро давайте позитивную обратную связь, поскольку Психологические Игры возникают в случае ее недостатка;
Критикуйте по правилам развивающей обратной связи!
Обучайте сотрудников осознавать и удовлетворять психологические потребности экологичным способом.
Желаю Вам открытого, продуктивного и мотивирующего общения!

Почитать литературу на тему:
📖 «Игры в которые играют люди» Э. Берн, мировой бестселлер;
📖 «Транзактный анализ в бизенесе» Кристиансен К., Билунд П.
Больше статей на сайте

Leave a Reply